О несвоевременных знаниях и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

Несвоевременные знания

Адам Григорьевич Гликман,
НТФ "ГЕОФИЗПРОГНОЗ"
21 февраля 2013, Санкт-Петербург

Один из сюжетов научно-фантастических рассказов заключается в том, что наш современник с помощью машины времени или чего-то подобного оказывается в каких-нибудь предыдущих временах. Понятно, что его познания колоссальны по сравнению с жителями той эпохи. Но он не может ими воспользоваться. Он не может сделать ни одно из привычных ему устройств, потому что технологии, существовавшие тогда, не позволяют этого. Более того, он не может передать своим новым современникам никакое новое для них знание.

Дело в том, что путь, который проходит знание от нового до обыденного требует от людей больших усилий. Пока знание новое, основное к нему отношение – отрицательное, и чтобы люди хотя бы прислушались к новой точке зрения, требуются серьезные усилия прежде всего со стороны законодательных научных органов (жрецов, преподавателей и т.п.).

Как и все человеческие сообщества, независимо от принадлежности их к какой-либо эпохе, наши предки были совершенно самодостаточными и не озабоченными тем, что они что-то не знают. Наоборот, они искренне считали, что являются обладателями высшего и окончательного знания. Это свойственно людям ВСЕХ эпох. Даже тех, где люди уже знают, что познание бесконечно. В итоге, если этот путешественник не может вернуться в свое время и вынужден остаться в древности, то будет он коротать свой век в очень незавидном состоянии. Он будет смотреть на своих новых современников свысока, как представитель более просвещенного человечества, но не в состоянии будет делать то, чему обучены с детства его новые соседи. Это один из вариантов состояния, которое можно назвать несвоевременным знанием.

Второй вариант – это когда человек, не покидая свое время, тем не менее, заглянул за современный ему уровень знания. Ну, скажем, как Леонардо да Винчи. Он со своими изобретениями остался в исторической памяти только потому, что он был уже востребован как художник, как скульптор. Но вот своими соображениями по поводу летательной машины, парашюта, подводных аппаратов и многих других своих изобретений и он не мог даже поделиться со своими современниками, что для любого изобретателя является тяжелым испытанием. Эти изобретения напрасные, никому не нужные, так как через 400, скажем, лет только и смогут, что подтвердить гениальность изобретателя.

И, наконец, третий случай несвоевременного знания.

Допустим, создан целый пласт знаний. Он может и должен быть востребован в наше время, и реализация его дает колоссальные выгоды. Однако существует большая группа людей, для которой реализация этих знаний невыгодна. А поскольку эти люди являются законодателями в этой области знаний, то преодолеть их сопротивление не представляется возможным.

Но перейдем к конкретике. В 70-х годах ХХ столетия Некто обнаружил, что некоторая область знания является абсолютным заблуждением. Причем такая область знания, которая вот уже почти 200 лет развивается крупнейшими математиками всего Мира и воспринимается как совершенно очевидная и построенная на законах логики.

Открою секрет. Некто – это я, а область знания - это сейсморазведка.

Сейсморазведка – это такая область знания, которую рассказывать и воспринимать – одно удовольствие. Она так же проста и логична, как локация. Сейсморазведка – это и есть локация. Согласно общепринятым представлениям, созданный взрывом или ударом короткий упругий импульс распространяется в земной толще во все стороны, преломляясь и отражаясь от геологических границ в соответствии с законами геометрической оптики. То есть, по тем же законам, по которым распространяются сигналы при гидролокационных (в воде), звуколокационных (в воздухе), а также при радиолокационных измерениях.

Но вот так сложилось, что в 1973 году мне потребовалось для курса геофизики, который я читал, поставить лабораторные работы, подтверждающие положения, лежащие в основе сейсморазведки. Ничего из ряда вон выходящего здесь нет. Наоборот, всё нормально. Ведь в основе любого исследовательского метода должна лежать не логика, а физический эффект. Это соответствует основам методологических принципов изучения физики, и, надеюсь, спорить с этим никто не будет.

Однако, следствия этого, казалось бы, похвального намерения оказались для сейсморазведки тяжелейшими. Да и для меня не намного легче. Оказалось, что ни одно фундаментальное положение сейсморазведки не может быть доказано экспериментально. Более того, оказалось, что акустические характеристики земной толщи таковы, что принцип сейсморазведки в ней вообще не может работать. Получилось, что все 200 лет математики развивали чисто мысленные модели, не имеющие никакого отношения к реальности.

Дело в том, что по акустическим параметрам породный слой, как выяснилось, представляет собой колебательную систему, и земная толща оказалась эквивалентной совокупности колебательных систем. То есть, ударное воздействие на земную толщу вызывает не упругий импульс, а совокупность гармонических (синусоидальных) затухающих процессов. Получается, что сейсморазведка рассматривает распространение упругого импульса, которого просто нет в природе. Он уже в точке удара преобразуется в совокупность гармонических затухающих сигналов. Это все равно как ударить одновременно по нескольким клавишам рояля. Самого удара мы при этом не услышим, а только звук тех струн, по которым пришелся удар.

Более того, поле упругих колебаний, возникающее в результате ударного воздействия на поверхность земной толщи, распространяется исключительно вдоль породных слоев. Следовательно, когда при сейсморазведочных работах приходит эхо-сигнал, то приходит он не снизу, из глубины, как всегда думали, а сбоку. В ходе экспериментальных исследований появилось множество доказательств того, что сейсморазведка работать не может и не должна. Но главное, что сводило меня с ума, заключалось в том, что, согласно учебной и научной литературе, согласно различным информационным источникам, сейсморазведка не только работает, но является практически главным геофизическим методом, без которого не были бы открыты месторождения газа и нефти, который незаменим при инженерных изысканиях, и входит во многие нормативные документы.

Признание сейсморазведки во всем Мире таково, что любая страна, развивающая геофизику, 95% геофизических денег тратит на сейсморазведку. Из каждой сотни ученых-геофизиков 95 - сейсморазведчики. Ну какие же здесь могут быть сомнения в ее эффективности…

По здравом осмыслении я пришел к выводу, что, в конце концов, работает или не работает сейсморазведка - мне мало дела до этого. Главное для меня заключалось в том, что на основании экспериментальных исследований стало возможным создать альтернативную, спектральную сейсморазведку (спектрально-сейсморазведочное профилирования (ССП)), информативность которой оказалась просто фантастической.

Земная толща, являющаяся колебательной системой или совокупностью колебательных систем, обладает рядом уникальных свойств. Так, очень длительное время было непонятно, как небольшая группа человек, шагающая по мосту, может разрушить многотысячетонный мост. Прежде чем ученые поняли этот механизм, такие аварии произошли практически во всех странах. А причина оказалась в том, что мост содержит в себе колебательные системы, и, следовательно, возможными становятся резонансные явления, глубоко исследованные на сегодняшний день только в электротехнике.

Резонансные явления возникают в том случае, когда периодическое воздействие (импульсное или в виде гармонического колебания) осуществляется на объект, содержащий колебательную систему. В случае совпадения частоты периодического воздействия с собственной частотой колебательной системы начинается рост амплитуды колебаний, и она может превысить исходное значение в десятки, сотни и даже тысячи раз. Понятно, что при некотором значении амплитуда вибрации может превысить некоторое предел прочности, и произойдет разрушение.

В электрических схемах при этом происходит пробой диэлектриков и/или воспламенение обмоток трансформаторов, что и имело место до тех пор, пока в конце XIX века не разобрались с физикой резонансных явлений в электрических схемах. С физикой резонансных явлений, возникающих в мостах, разобрались только в начале ХХ века. А вот с физикой резонансных явлений, возникающих в колебательных системах, залегающих в земной толще, не разобрались и по сей день.

В результате, чуть ли не каждый день на Земле происходят аварии, причиной которых являются резонансы. Объекты, которые при этом разрушаются – это устройства, оказывающие на земную толщу динамическое (вибрационное) воздействие. Этими объектами являются:

электростанции всех типов, разного рода генераторы, турбины, насосы и насосные станции, железнодорожные составы, составы и механизмы метрополитенов, кузнечно-прессовое оборудование, оборудование обогатительных фабрик и т.д.

Есть некоторые аварии, которые как бы призваны обратить внимание ученых на свою природу. Так, авария на Саяно-Шушенской ГЭС началась с увеличения амплитуды вибрации, а непосредственно перед аварией амплитуда возросла в 600 раз, что было зафиксировано их же собственным самописцем. Но и при этом слово резонанс произнесено не было. Почему же так произошло? Неужели до такой степени упал уровень подготовки инженерных кадров, что они не смогли распознать это явление?

Дело в том, что возрастание амплитуды вибрации, завершающееся разрушением, есть хрестоматийный признак резонансного разрушения. Но если вы произносите слово «резонанс», то неизбежен вопрос: а где та колебательная система, наличие которой необходимо для того, чтобы резонанс возник? Без колебательной системы не может быть резонанса. Но, согласно принципам сейсморазведки, земная толща есть совокупность отражающих границ, и никаких колебательных систем там нет.

При обсуждении причин аварии Саяно-Шушенской ГЭС была даже гипотеза, что роль колебательной системы сыграла крышка гидроагрегата. Но это предположение как-то сразу отпало.

Сейсморазведчики, разумеется, сопротивляются моим утверждениям о том, что традиционная сейсморазведка есть научное заблуждение. Но если им придется признать наличие в земной толще колебательных систем, то на этом их сопротивление завершится.

Но всё-таки, если традиционная сейсморазведка дает информацию, то все мои сомнения не имеют ни малейшего значения.

Меня всегда интересовало, почему, имея такую простую и логичную основу, сейсморазведка оперирует столь мощной и громоздкой математикой. Радиолокация, гидролокация, обладая несомненными возможностями, такой математики не имеют…

В науке, как известно, очень большое значение имеет такой фактор как везение. Так вот, в начале 80-х годов у меня сложились довольно тесные взаимоотношения с математиками отдела сейсмологии и сейсморазведки ЛОМИ (ленинградского отделения математического института им.Стеклова АН СССР). Эта организация, собственно, и создает математический аппарат для сейсморазведки. И вот, в результате этого общения я узнал, что назначение этой неподъемной математики заключается в том, чтобы иметь методику, позволяющую добиться совпадения разреза, полученного в результате сейсмоизмерений, с разрезом, полученным в результате бурения разведочной скважины.

Далее, я узнал еще, что подобным же делом заняты математики в Америке, в Германии и других странах, где бьются над проблемами сейсморазведки. Я очень долго не мог поверить в то, что сейсморазведка самостоятельно, без бурения не дает вовсе никакой информации. Математики же искренне считают, что они не занимаются вульгарной подгонкой под ответ, а что это мера вынужденная, и они будут этим заниматься только до тех пор, пока не выяснят, почему сейсморазведка сегодня не дает никаких результатов.

И тогда мы – я и моя исследовательская группа начали ходить по выставкам, которые организуются при геофизических конференциях. Я уже говорил, что 95% всех усилий, уделяемых геофизике, приходится на сейсморазведку. Так вот, на всех этих выставках примерно такой процент экспонатов именно по сейсморазведке. Мы терпеливо обходили фирмы, которые предъявляли свои возможности, и предлагали заключить с ними договор на проведение сейсморазведки. Понятно, что это вызывало весьма положительную реакцию. Но мы выставляли одно условие: сейсморазведка должна осуществляться при полном отсутствии априорной информации. Ответ был абсолютно единодушным. Все опрошенные таким образом фирмы сказали категорическое НЕТ. А среди этих фирм были и иностранные, всемирно известные.

Значит, мне в ЛОМИ сказали правду. И я сейчас могу ответственно заявить, что ни один сейсморазведчик в Мире не станет делать сейсморазведку, если он заранее не имеет разрез, полученный с помощью бурения.

Стало понятно, что сейсморазведка, когда-то представлявшая собой научное заблуждение, сейчас уже является колоссальной мистификацией. Думаю, что самой большой и значительной за всю историю нашей цивилизации. Люди, работающие в области традиционной сейсморазведки и сами уже это понимают. Однако люди вообще не склонны расставаться с привычными заблуждениями. Кому заблуждение, а кому источник существования. Именно поэтому, как утверждают историки физики, смена парадигмы длится в течение, как минимум, смены поколения.

С завидной регулярностью на Земле происходит разрушение перечисленных выше сооружений. Разрушаются турбины электростанций, проваливаются в землю насосные станции, рвутся железнодорожные составы. Это всё следствия резонансных разрушений. Наличие всех этих вибрирующих устройств определяет уровень нашей цивилизации. Не было бы их, мы жили бы при свечах, ездили бы на лошадках, но зато не было бы всех этих аварий и не гибли бы при этом люди.

Статистика утверждает, что кривая роста аварийности геометрически подобна кривой роста энергооснащенности нашей планеты. То есть, фактически, высокая аварийность стоит на пути развития нашей цивилизации. Разрешить это противоречие можно было бы с помощью использования метода и аппаратуры ССП. Однако этому весьма активно противостоит АН РФ.

В самом деле, допустим, что я убедил строителей или, скажем, железнодорожников в том, что использование метода ССП снизит аварийность. Однако вероятность обмана со стороны геофизиков, как показывает опыт, очень высока, и потенциальный заказчик обязательно проверит мою информацию. Где? Естественно, у специалистов уровня АН. Понятно, что после этого ни этот заказчик, ни его знакомые точно к нам не обратятся.

Что имеем в сухом остатке?

  1. Количество техногенных катастроф на Земле очень велико, и растет с увеличением энергооснащенности, что, в свою очередь, приводит к замедлению прогресса.
  2. Существует геофизический метод, использование которого позволяет исключить техногенные катастрофы, обусловленные наличием вибрационного воздействия на грунт со стороны инженерных сооружений.
  3. Существует геофизический метод, который не даёт никакой информации, но есть достаточное количество власть имущих ученых, которые больше заинтересованы в существовании этого метода, чем в сокращении техногенных катастроф.
  4. Одновременно существовать эти два метода не могут, поскольку являются взаимоисключающими.

Налицо тупиковая ситуация. Как ее преодолеть - непонятно, но очень нужно, потому что народу гибнет в этих катастрофах видимо-невидимо.

А еще это очень нужно мне, чтобы я успел подготовить достаточное количество специалистов, способных продолжить это дело, и чтобы это мое знание не оказалось несвоевременным и никому не нужным.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"

Реклама на сайте: