Почему уходят стены

Источник "Московские новости" N 06 (1224)
Данный текст продублирован с целью сохранить статью на случай недоступности по основному адресу - www.mn.ru/main.php?id=24844

Обсудить статью на форуме сайта НТФ "Геофизпрогноз"

Борислав Михайличенко, собкорр "МН", Санкт-Петербург

Фоторепортаж: В. Кочетков, "МН"

Многие очевидцы утверждают, что перед тем как обрушилась кровля, в аквапарке "поехала" стена. "Такое могло случиться только из-за фундамента. И это наш случай", - убежден питерский исследователь Адам Гликман, почти 30 лет занимающийся локальными тектоническими нарушениями. В середине 90-х он убедительно объяснил аварию в питерском метро. Пару лет назад удивил газовиков, точно указав под Уфой места прежних аварий на газопроводе. Гликман полагает, что под комплексом развлечений в Ясенево лежит зона тектонического нарушения.

Неклассическая геология

Строители возводят тысячи домов по одним и тем же проектам, из одних и тех же материалов, на одних и тех же (как они думают) почвах. Тут-то и зарыта собака. Твердую подошву в середине России прикрывают осадочные породы. В районе Москвы в их толще залегают известняки. Когда в известняк попадает грунтовая кислотная вода, получается карст - мерзкая каша вместо прочной мраморной "плиты". На карстах дома не строят. Однако классическая геология считает, что, если от этой (или другой подземной каши) до поверхности 15 метров и больше, опасности нет. Здесь питерский ученый и расходится с коллегами-ортодоксами.
Изучая при советской власти обрушения породы на шахтах, Адам Гликман разработал метод зондирования земной толщи - спектрально-сейсмическое профилирование (ССП). И с его помощью выяснил, что гранитный фундамент неоднороден. В нем встречаются зоны тектонических нарушений (ЗТН), своего рода шрамы, протяженностью от метров до километров. По версии Гликмана, осадочные породы над ЗТН ведут себя, как зыбучие пески. Что ни возводи, твердая почва просто "уйдет" из-под фундамента. Грунт, казавшийся прочным, после повторного исследования окажется совершенно непригодным. И слабым звеном в случае Ясенево может оказаться тот самый известняк. На какой бы глубине он ни залегал, в ЗТН его испортят вечные спутники таких аномалий - те самые кислотные воды.

Ни мороз, ни вода

"Поехавшая" стена - главный признак, позволяющий питерскому специалисту предполагать под аквапарком ЗТН. Сезонные колебания грунта здесь явно ни при чем. Даже если допустить, что у комплекса плохой фундамент, он мог "поплыть" весной, но никак не в конце зимы. Отрицает Гликман и возможность того, что использованная аквапарком вода хотя бы частично сбрасывалась в грунт и подмыла угол фундамента: "Конечно, за деньги сегодня покупается многое. Но я хорошо знаком с организацией дела в питерском "Водоканале" и не думаю, чтобы в аналогичном предприятии столицы работали разгильдяи или вредители".
Геофизики петербургского "Водоканала", кстати, уже несколько лет вооружены аппаратурой, основанной на методе ССП. И с успехом ее используют. Метод имеет лишь одно ограничение - его нельзя применять зимой. Вот почему Адам Гликман до сих пор не выехал в Москву и не обследовал земную толщу под аквапарком. Есть и другая причина. Столичные власти несколько лет назад уже приглашали Гликмана в качестве эксперта. Да обошлись с ним неласково.

"Что еще должно обрушиться?"

С таким вопросом автор метода ССП обратился к Юрию Лужкову в конце 90-х. Тогда в столице по непонятным причинам развалилось несколько строящихся и уже построенных зданий. Наделала немало шуму и опора, "ушедшая" из-под строившегося через Москву-реку моста, в результате чего в воду рухнуло дорожное полотно с техникой и людьми. Гликман, окрыленный успехами в анализе аварии питерского метро, тогда начал продвигать свою методу по стране и отправил несколько писем мэру столицы. Ответа на два первых письма не последовало, а вскоре после третьего рассыпался дом на углу Мархлевского и Мясницкой. И в октябре 1997-го питерского специалиста пригласили на заседание Экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Москвы.
По словам Гликмана, он не знал и не мог знать, как разрушался только что построенный там дом. Но, представляя себе физику процессов в ЗТН, довольно точно описал все фазы и показал, что такого рода случаи можно прогнозировать. Участники заседания воодушевились: "Ну, и сколько может стоить такое исследование?" Питерский специалист назвал цену. Тогда еще у российской валюты не сократили три последних нуля, и получилось несколько миллионов. "Долларов?" - благоговейно спросил старичок в черной академической шапочке. А узнав, что рублей, утратил к вопросу интерес.
Здесь следует объяснить, что Гликман не только в теории расходится с официальной геологической наукой. Метод спектрально-сейсмического профилирования не признается мировой системой сейсморазведки. В отличие от сейсмологов-ортодоксов, Гликман ищет в земной толще не границы сред, а колебательные системы. В ЗТН эти системы выдают классическую синусоиду. Недавно группа ученых из Уральского отделения РАН подтвердила идеи Гликмана с другой стороны - на новейшей навигационной аппаратуре с погрешностью до миллиметра проследила за земной поверхностью и обнаружила участки, которые "дышат", двигаясь вверх-вниз с определенной частотой.
Но тогда, в 97-м, эксперты столичного правительства в доводах Адама Гликмана заподозрили подвох. Если все так классно, то почему так дешево?

Проверить просто

На сей раз подтвердить или опровергнуть версию питерского геофизика столичные власти могут, не привлекая светил науки. Достаточно пробурить в зоне аварии скважины в тех же самых местах, где их бурили во время инженерно-геологических изысканий. И сравнить результат с первоначальными данными. Если изменений в породе нет, придется искать изъяны в проекте и его исполнении. Если же (в чем уверен Адам Гликман) окажется вымыт известняк, катастрофу в Ясенево придется поставить в один ряд с чередой трагедий, начавшихся аж в 1913 году. Тогда в Канаде рухнул только что построенный Трансконский чудо-элеватор. За 23 часа один его угол опустился на 8 метров, а другой поднялся на 3 метра. А на глубине 20 метров эксперты обнаружили "кисель" вместо твердой карбонатной начинки.

Санкт-Петербург

Предыстория

Хроника провалов

1970 - 1980 г.г. - провалы, обрушения домов на Хорошевском шоссе (провалы до 40 метров глубиной).

1995 г. - провалы и подземные толчки на Госпитальном валу (Лефортово).

1996 г. - подземная стройка на Манежной площади вызвала обрушения карстовых полостей в радиусе 1,5 километра.

1998 г. - провал мостовой и обрушение дома на улице Большая Дмитровка.

2001 г. - провалился подвал Театра имени Дурова.

2003 г. - провалы посреди Ленинградского проспекта (в районе ст. м. "Аэропорт").


Обсудить статью на форуме сайта НТФ "Геофизпрогноз"