Анализ аварийных ситуаций и разрушений на примере
Санкт-Петербургского метрополитена
В 1995 году на участке петербургского метро между станциями "Лесная" и "пл. Мужества" произошла авария, из-за которой жителям города пришлось преодолевать этот участок пути наземным транспортом более 8 лет.
Первые признаки этой аварии проявились уже в процессе инженерно-геологических изысканий - в зоне будущей (на тот момент) аварии выход керна был равен нулю. Для того чтобы взять хоть сколько-нибудь материала, скважина достигла 100-метровой отметки. Однако это не помогло, и материала не было все равно. В то время еще не было известно, что отсутствие керна при бурении является признаком того, что скважина попала в зону тектонических нарушений.
Далее, при проходке тоннелей, в 1972-м году, был вскрыт плывун. Плывун прорвал зону забоя, и оказалось выпущено более 40 тысяч кубометров плывунного материала. Остановить процесс удалось только путем замораживания породного массива жидким азотом. При этом просел грунт, и на поверхности, над этим местом разрушились производственные корпуса завода «Аврора».
Замораживание продолжалось около 30 лет. В связи с изменением в начале 90-х годов экономического состояния государства, дальнейшее замораживание стало невозможным. Замороженный грунт стал оттаивать, и началось провисание тоннелей.
Было замечено, что провисание тоннелей увеличивалось толчками, в моменты прохождения через эту зону поездов. Теперь-то мы понимаем, что столь резкое влияние динамического воздействия на сооружение также является признаком наличия зоны тектонического нарушения.
Один из таких толчков был последним. Тоннель потерял герметичность и стал быстро заполняться водой.
Описанный выше процесс развития аварии на метрополитене прояснился в результате выполненного в 1996 году профилирования методом ССП. На участке 550-583м профиля, проходившего по Политехнической улице, был выявлен V-образный объект, который является признаком зоны тектонического нарушения. Как потом выяснилось, именно это место является участком разгерметизации тоннеля.
Слабо выраженный ореол (помечен штриховой линией) соответствует плывуну.