Влияние плывуна на инженерные сооружения
Само по себе наличие плывуна под инженерным сооружением может и не привести к появлению аварийной ситуации. Аварийная ситуация возникает лишь в тех случаях, когда нарушается герметичность плывуна, то есть его тело теряет свою "целостность" под воздействием строительных работ. Выпуск плывуна приводит изменению гидрогеологического режима под сооружением, снижению уровня грунтовых вод, к снижению несущей способности грунта и, в конечном итоге, к его оседанию.
При расширении набережной Обводного канала, после того, как начали забивать в дно канала шпунт, произошло резкое погружение в грунт проходивших под набережной коммуникационных линий (высоковольтного кабеля метрополитена, телефонного кабеля и канализационного коллектора), находящихся от воды на расстоянии около 30 м. Примерно там, где затем были сделаны методом ССП профили 1 и 2.
Выявленное этими профилями тектоническое нарушение (показано эллипсами) оказалось в точности там, где имело место погружение коммуникаций. Для того чтобы выяснить механизм влияния на состояние коммуникаций работ, отстоящих от них на 30 м, был сделан профиль 3 по самой кромке воды. Этот профиль также вскрыл тектоническое нарушение. Профили 4 и 5 также вскрыли то же самое тектоническое нарушение, направление которого показано штриховой линией.
Механизм влияния строительных работ на линии профилей 1 и 2 удалось выяснить только после проведения профиля 5. Дело в том, что одновременно с тектоническим нарушением профилем 5 был обнаружен плывун. Тогда получается следующее. Как следствие забивки шпунта в дно канала вблизи тектонического нарушения (около профиля 3), оказалась нарушенной герметичность плывуна, и он через грунт, имеющий в зоне тектонического нарушения повышенную фильтрацию, ушел в канал. В результате ухода плывуна по всей линии тектонического нарушения нарушился гидрогеологический режим. Грунт потерял свою несущую способность не только в районе 1-го и 2-го профилей, но также и под домом N 48. Обследование дома полностью подтвердило эту логическую линию. Действительно, дом, отстоящий от канала более чем на 50 м, сразу после начала забивки шпунта в средней своей части начал резко погружаться в грунт, и сейчас находится в аварийном состоянии.
Аналогичным образом разрушились дома на Каширском шоссе (в Москве) после того как на некотором расстоянии от них стали делать котлован под подземный гараж. А также дом Перцева в Петербурге и многие другие дома, которые стали разрушаться после ведения грунтовых работ на значительных, порой, от них расстояниях.
В качестве одного из последних примеров можно рассмотреть строительство обширного дома-офиса вблизи домов N 60 и 62 по 7-й линии Васильевского острова. Уже в начале строительства из-за вскрытия плывуна этим двум прилегающим домам был нанесен существенный ущерб в виде образования многочисленных секущих трещин достаточно большого раскрытия (5-10 мм). При этом в подвал строящегося здания для ликвидации образовавшейся полости пришлось закачать несколько машин бетона. К лету 2003 г. количество трещин и степень их раскрытия в домах примыкающих к строительству увеличилось.
Таким образом, ведя строительные работы в городских условиях, необходимо иметь информацию о наличии и расположении зон тектонических нарушений с тем, чтобы случайно не причинить вред функционирующим инженерным сооружениям.