Основы спектральной сейсморазведки и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

 приобрести книгу 

7.4. Об инженерных изысканиях и проектировании инженерных сооружений [14]

История не оставила нам имя человека, который предположил, что причина внезапных разрушений инженерных сооружений (ИС) заключается в особенностях геологического строения.

Внезапные разрушения ИС происходили во все времена, но случалось это довольно редко, несистемно, и причины разрушений никогда не находились. Собственно, потому они и называются внезапными.

В первой трети XIX века, когда в связи с началом железнодорожных перевозок активизировалось строительство вдоль железнодорожных путей, внезапные разрушения ИС стали виднее. Было замечено, что разрушения, в том числе, и железнодорожных путей, зачастую происходят в одних и тех же местах. Вот этот факт и навел на мысль о наличии связи разрушений с геологией.

Для того, чтобы попытаться иметь прогноз внезапных разрушений ИС, было создано новое направление в геологии, первоначально получившее название подповерхностной геологии. Подповерхностной - потому что бурить предполагалось на глубину 6м. Откуда возникла такая глубина?

Любая область знания при своем возникновении опирается на те или иные представления. Некоторые из исходных представлений возникают на интуитивном, чувственном уровне. В данном случае, очевидным показалось, что влиять на надежность ИС могут какие-то объекты, какие-то дефекты в строении грунта, находящиеся на глубинах, не превышающих 6м. Непонятным образом возникла уверенность, что если дефект грунта находится на больших глубинах, то на надежность ИС он не повлияет.

Исследования шли двумя путями. Первый путь - собственно прогнозирование, когда бурение осуществляется перед началом строительства, для определения свойств грунта. Второй путь - бурение после внезапного разрушения, для поисков причин аварии.

В дальнейшем эта область знания стала называться инженерной геологией. Инженерно-геологические изыскания превратились в огромный исследовательский комплекс. Они обросли специальной аппаратурой, позволяющей осуществлять статическое зондирование, появились методы исследования извлеченного керна, возникла целая отрасль - инженерная геофизика. Однако несмотря на обилие методов и средств современной инженерки, за все прошедшие 150 лет ни разу не удалось осуществить ни одного прогноза разрушения ИС.

Несмотря на это, разрастание этой области знания в РФ непрерывно продолжается. Существует множество НИИ, и центральный, в Москве - АИИС (Ассоциация «Инженерные Изыскания в Строительстве»). В каждом геологическом, горном и строительном институте существуют кафедры Инженерной геологии. Законодательно закреплена обязательность проведения инженерно-геологических изысканий на предпроектной стадии строительства всех ИС.

Казалось бы, зачем? Насколько мне известно, в других странах давно уже инженерные изыскания не являются обязательными. В самом деле, если прогноз разрушений всё равно невозможен, то зачем это делать?

Мне стало интересно, неужели действительно каждый раз перед строительством делают изыскания в полном объеме, несмотря на то, что заведомо известно, что результат их, по сути, нулевой. Ну не должен нормальный человек добросовестно выполнять никому не нужную работу!

И действительно, мои собственные изыскания показали следующее:

  1. количество пробуренных скважин не превышает 20% от заактированных;
  2. геологический журнал заполняется еще до начала бурения.

Стоимость инженерно-геологических изысканий доходит до 10% от стоимости всего строительства. Но, как оказалось, эта бессмысленная деятельность полностью себя окупает, так как строители, оплатившие эту «услугу», не несут ответственности в случае внезапного разрушения возводимого ими ИС.

Но это только одна сторона вопроса. Другая сторона заключается в том, что заключение, которое дают изыскатели, является основанием для проектной организации, осуществляющей проектирование и расчет ИС. Но как относиться к расчету ИС, которое на самом деле будет существовать в условиях реального грунта, а не вымышленного буровиками и специалистами инженерной геологии... Да, действительно, расчет ИС, выполненный на основе фиктивной информации, сам является фикцией.

Случайно удалось поставить интересный эксперимент. Выполнив изыскания на площадке под дом №31 корп.4 по ул. Замшина (СПб), я организовал передачу нашего отчета строителям, которые должны были строить этот дом. Они первый раз в жизни получили реальную, а не выдуманную информацию о том, как будет вести себя грунт после возведения сооружения. И, надо сказать, встали в тупик. Хотя, на самом деле, следовало просто создать мостовую конструкцию, чтобы не опираться на грунт в зоне сброса. И уж, во всяком случае, не применять технологию монолитного строительства. Строители отдали наш отчет проектировщикам, которые, в свою очередь, встали в тупик. Они не умеют, их никто не учил рассчитывать и проектировать сооружения, которые будут существовать в условиях реального грунта. Посовещавшись со строителями, они решили пойти обычным путем. А именно, купить в тресте ГРИИ (Геодезических Работ и Инженерных Изысканий) справочку, которая свидетельствует, что инженерные изыскания были проведены, и что строить можно в данном месте и в соответствии с замыслом архитектора. Вот эта справочка как раз и стоит те самые 10% от стоимости строительства. Так что удовлетворены были все участники. Инженерные геологи, проектировщики, строители. Жители дома, естественно, не в счет. Мы тоже были удовлетворены, так как получили возможность проверить эффективность нашего прогноза.

Но вернемся к исходным позициям.

Итак, изначальное назначение инженерно-геологических изысканий - прогнозирование внезапных разрушений ИС. Но по своей сути, прогнозирование - это исследовательская работа, направленная на изучение причин прогнозируемого явления и процессов, которые завершаются этим явлением. Поэтому прогнозирование возможно лишь тогда, когда известны причины и понятны эти самые процессы.

Что касается внезапных разрушений ИС, то здесь не было до некоторых пор никакого понимания, почему они происходят. Вот это отсутствие понимания отражено в самом названии «внезапные». Когда явление называют внезапным, то тем самым, признаются в его непрогнозируемости. И до тех пор, пока не было представлений о причинах разрушений ИС, можно считать, что инженерных изысканий просто не существовало.

Первая гипотеза о возможной связи между наличием процесса разрушения ИС и результатами геофизических исследований возникла в 1993 году, когда были обнаружены разрушающие свойства ЗТН. В настоящее время можно сказать, что метод прогнозирования разрушения ИС существует, но это не инженерная геология, а инженерная геофизика. А именно, метод ССП.

У меня нет иллюзий, что метод ССП в обозримом будущем будет принят на вооружение для прогнозирования разрушений ИС, но то, что у этой проблемы нет другого решения, это точно.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Реклама на сайте: