Основы спектральной сейсморазведки и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

 приобрести книгу 

5.2.7. Где текут реки

Время от времени, при профилировании на различных участках нам встречаются зоны тектонических нарушений, своей формой повторяющие бывшие там раньше, но засыпанные ручьи и реки. Это свидетельствует о том, что русла рек и ручьев представляют собой совокупность ЗТН. Эти зоны своей формой не всегда повторяют конфигурацию русла, а часто располагаются как бы пятнами, которые образуют пунктирную линию, которая двигается от берега к берегу и вместе с тем, вдоль русла.

Этому соответствует определенная логика. В самом деле, воде проще проложить себе русло в ослабленных, разрыхленных породах, а это как раз и есть ЗТН.

Я неоднократно слышал мнение людей, никак не связанных со строительством, которое состоит в том, что если дом строят там, где раньше был ручей, то этот дом будет разрушаться. Это действительно так, и то, что строители не принимают это наблюдение во внимание, не свидетельствует о высоком уровне строительной науки. Или о том, что строители заинтересованы в том, чтобы дома не разрушались.

Мне неоднократно приходилось убеждаться в этом влиянии осушенного русла реки на состояние находящегося там сооружения. Так, например, под машинным залом новой Сочинской ТЭЦ, которая снабжает электричеством весь город, находится осушенное русло небольшой речки. О том, в каком состоянии этот зал, я могу судить лишь по косвенным признакам, но сооружения, которые находятся рядом с этим залом, и также находятся на территории бывшего русла, требуют постоянного ремонта.

Думаю, что машинный зал требует постоянного участия ремонтников, потому что разрушительное воздействие ЗТН дополняется воздействием вибрации машин и механизмов, находящихся там.

Известно, что большинство мостов «болеют» одной специфической болезнью. Она заключается в том, что одна из опор, находящихся на берегу, требует постоянного ремонта. Это происходит потому, что зоны тектонических нарушений зачастую выходят за пределы русла, и в них иногда попадают опоры моста.

Мы столкнулись с этой проблемой случайно. Лет 15 назад мы делали инженерные изыскания для проектируемой тогда скоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Профиль ССП проходил через реку Славяночка (СПб). При этом мы обнаружили, что с одной стороны этой реки опора будущего железнодорожного моста попадает как раз в достаточно мощную ЗТН. Мы дали рекомендацию отодвинуть эту опору от реки, не помню уже, метров на 50, чтобы вывести опору от влияния этой ЗТН.

При сдаче работы заказчику (Ленгипротранс) эта часть нашей работы подверглась сомнению. Однако один из опытнейших работников отдела изысканий вдруг воскликнул: «Так вот почему железнодорожный мост Николаевской еще дороги (который находится рядом с линией нашего профиля) требует постоянного ремонта одной из опор!». Эта опора находится на том же берегу реки и опирается на ту же ЗТН.

Мы стали с тех пор присматриваться к этой проблеме. Надо сказать, что это непростое дело, так как для строителей сокрытие разного рода неприятностей является задачей не менее важной, чем построить объект.

Ну вот, левая опора моста Александра Невского часто ремонтируется, по нашим наблюдениям, практически с самого момента его постройки.

Далее. Также лет 15 назад мы выполняли работу по изысканиям вдоль проектируемой железнодорожной трассы Лабытнанги - Бованенково (п-ов Ямал). Там за 10 лет строительства было построено какое-то незначительное количество километров пути. Причина в том, что разрушались пути быстрее, чем строились. Относили это на счет влияния вечной мерзлоты.

Наша задача была в том, чтобы понять, может ли метод ССП выявлять зоны влияния вечной мерзлоты. Нам для профилирования были выделены участки, требовавшие частого ремонта, среди которых были и мостовые сооружения. Как нам удалось понять, все разрушения приходились на участки пути, которые пересекали ЗТН. У каждого моста разрушалась имена та опора, которая опиралась в ЗТН. Нам удалось разработать методику дефектоскопии опор моста, с помощью которой была возможна их диагностика.

Однако эти результаты нашей работы никому не понадобились, потому что работы по изысканиям и строительству велись по тарифу, увеличенному из-за условий вечной мерзлоты, а когда выяснилось, что вечная мерзлота здесь ни при чем, то это грозило снижением финансирования. И, стало быть, меня попросили немедленно покинуть п-ов Ямал.

И еще. Реки, по мере движения их от истока до устья, становятся всё более полноводными, постоянно пополняясь водой. Вопрос: откуда берется эта вода? Очевидно, источников тут несколько. Одним из них, я думаю, являются ЗТН, вдоль которых идет русло. Все мы часто встречаемся с тем, как во время купания в воде возникают холодные потоки. Это выходит из земли родниковая вода.

Процессы обмеления рек свидетельствуют о том, что не всё так просто с водоносностью ЗТН, как мы себе представляем. Но учитывая то, что уже известно, думаю, можно было бы попытаться способствовать наполнению рек водой.

Изучая водоносность ЗТН, мы встречались с одним очень редким явлением, которое заключается в том, что иногда зоны тектонических нарушений работают не как источники, а как поглотители воды. Когда такие зоны оказываются в пределах русла реки или озера, формируются водовороты.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Реклама на сайте: