12.4. Влияние на подъемные краны.
Рассмотренное здесь влияние ЗТН на железнодорожные пути распространяется на любой рельсовый транспорт. В том числе, и на подъемные краны, которые передвигаются по рельсам.
Если посмотреть в интернете, на поисковике, тему, связанную с авариями подъемных кранов, то выяснится, что происходит это еженедельно, и во всех странах. Проблема эта известна давно, и еще в 1974-1977 годах в ЛГИ (Ленинградском горном институте), на Горном факультете велась научно-исследовательская работа по созданию методики контроля за состоянием насыпей под рельсовыми путями подъемных кранов. Но тогда, как мы теперь понимаем, были неправильными исходные данные. Предполагалось, что причиной аварий с подъемными кранами является неравномерная трамбовка подрельсовой насыпи. Поэтому научная работа велась в направлении измерения плотности грунта.
Летом 2002 года в Петербурге, на Коломяжском шоссе, упал кран. Непосредственно перед падением он вел себя так, как будто стоял не на двух рельсах, а только на одном. Второй рельс был для него не твердой опорой, а натянутым канатом. Взяв груз, подъемный кран стал при повороте стрелы раскачиваться, и рухнул. Погиб крановщик.
Это очень характерный момент, что непосредственно перед аварией кран внезапно теряет одну из опор.
С позиции рассматриваемой проблемы, причина таких аварий вполне очевидна. Если один из рельс оказывается в ЗТН, то служить опорой он уже больше не может. Он по своим свойствам как раз и является как бы натянутым канатом.