Переход на стартовую страницу книги Гликмана А.Г. "Спектральная сейсморазведка - истоки и следствия"
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En
 скачать книгу в pdf 

11.7. Особенности карбонатных пород

     Карбонатные породы стоят несколько особняком в горных породах. Они очень прочны, и при этом не "прилипают" к соседствующим к ним терригенным породам. Отсутствие прилипания приводит к тому, что границы известняка с терригенными породами могут просматриваться на ССП-разрезах также и вне ЗТН.
     Наличие карбонатных пород делает возможным возникновение карстов. В зонах тектонических нарушений, где, как говорилось выше, присутствует вода, в случае кислотного ее характера возможно протекание реакции, в результате которой карбонатные породы растворяются при участии свободной углекислоты (CaCo3 + H2O + CO2 Ca + 2HCO3) или других минеральных и органических кислот.
     Влияние карстов на инженерные сооружения общеизвестно. В карстовые полости проваливаются сооружения - от самых незначительных, и до огромных зданий. И всегда это происходит внезапно. Внезапность определяется не только трудностью выявления карстов, но и тем, что карст может образоваться очень быстро, уже после завершения строительных работ. Механизм этого следующий.
     Может так оказаться, что глубинная (кислотная) вода в зоне тектонического нарушения не достигает известняковой плиты. Например, если под этой плитой залегают глинистые породы. Но если под воздействием строительных механизмов зона повышенной трещиноватости поднимается и достигает известняковой плиты, то поднимается и вода, и начинается приведенная выше химическая реакция. Реакция ускоряется тем, что под воздействием строительной техники и возведенного сооружения микротрещины начинают пронизывать сам известняк. В результате, известняк уже не является препятствием для напорной глубинной воды, и она выходит к приповерхностным породным слоям. При этом, бывшие прочными перед строительством породы разжижаются и размягчаются.
     Именно так и произошло с Трансконским (Канада) элеватором. В 1913 году разрушился только что построенный Трансконский элеватор. Авария была почти мгновенной - в течение 23 часов элеватор лег набок. На 8 метров погрузился в землю один его угол, и на 3 метра поднялся угол противоположный. При исследовании грунта после аварии оказалось, что под ушедшим в землю углом залегают жидкие пластичные глины. При изысканиях, выполнявшихся перед строительством, в этом же месте породы были представлены сухими твердыми глинами, под которыми, на глубине 20м находилась кровля известняков. После аварии известняки не были обнаружены.
     Сейчас мы понимаем, что угол элеватора, опустившийся в грунт, оказался в зоне тектонического нарушения. В результате возведения элеватора, возникла трещиноватость в этом участке известняковой плиты, материал ее оказался растворенным кислотными грунтовыми водами, которые поднялись наверх и размочили глину.
     Может оказаться так, что в некоторой части зоны тектонического нарушения к известняку нет доступа воды, и тогда может произойти просто излом известняковой плиты. Результат для инженерного сооружения будет тот же, что и при наличии карста - оно точно также провалится.
     На рис.11-3 приведен ССП-разрез толщи, содержащей карбонатные породы. Характерные очертания карста прорисовались в зоне 90-110м профиля. На участках 50-70м и 170-250м профиля видны изломы известняковой плиты.

ССП-разрез толщи, содержащей карбонатные породы
Рис. 11-3


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"

Реклама на сайте: