Почему зимой увеличивается количество порывов трубопроводов и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

Почему зимой увеличивается количество порывов трубопроводов

Гликман А.Г.
НТФ "ГЕОФИЗПРОГНОЗ"
27 января 2016, Санкт-Петербург
Ответ на вопрос на нашем форуме

Как замечено уже очень давно, количество аварий, обусловленных прорывом воды из трубопроводов, зимой происходит чаще, чем летом. Вопросы, почему это так получается, я получаю очень часто. Но прежде чем отвечать на этот вопрос, я хотел бы задать встречный вопрос. Замечали ли вы, что аварии на трубопроводах происходят в одних и тех же местах?

В принципе, повторы аварий в одних и тех же местах однозначно указывают на то, что виновником этих аварий являются какие-то особенности геологии. Читая лекции и делая доклады, а также проводя семинары, я задаю слушателям вопросы об этом. В ответ на них практически сразу все начинают сообщать места, где время от времени происходят аварии.

Так же происходит и с домами и другими инженерными сооружениями (ИС). Если происходит разрушение ИС и приходится разрушенный объект сносить и строить на этом же месте новый, то и новый объект тоже разрушится.

Обнаружено это было еще где-то в начале XIX века, и именно тогда, в первой трети XIX века было принято решение перед началом любого строительства делать контрольные бурения на территории будущего строения с тем, чтобы в случае разрушения его повторить бурения в тех же точках и выявить эту геологическую причину. Однако вот уже почти 200 лет, несмотря на проведение этих бурений, причину аварий установить не удалось ни разу.

Причину разрушений удалось установить только в 1993 году, когда проводились испытания нового геофизического метода – спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП) [1]. При этом оказалось, что метод ССП позволяет выявлять зоны тектонических нарушений. Как выяснилось тогда, виновниками внезапных разрушений ИС являются именно они, зоны тектонических нарушений (ЗТН). За прошедшие с тех пор 22 года обнаружилось множество свойств ЗТН и выяснилось происхождение этих зон [2].

Механизмом разрушения ИС и самих горных пород в ЗТН является наличие в этих зонах планетарной пульсации. Планетарной пульсацией называют явление, которое заключается в том, что грунт (горные породы) не находятся в покое, а колеблются. Период этих колебаний очень велик, и составляет минуты, а амплитуда может достигать 10 и более сантиметров.

Глазом увидеть эти колебания невозможно из-за очень большого периода, то есть слишком медленного движения грунта. Но если какой-то прочный объект (железобетонный фундамент или стальная труба) окажется в ЗТН, то разрушение его неизбежно. При этом характерно образование вертикальных трещин там, где находятся границы ЗТН. То есть, там, где происходит переход от неподвижного грунта к пульсирующему. Понятно, что труба в этом месте работает на срез.

Разрушительное действие ЗТН увеличивается с увеличением силы зажатия трубы в грунте и с увеличением твердости грунта.

Российские технологии прокладки труб предполагают укладку труб в траншеях, вырытых в земле, с последующей засыпкой землей и уплотнением тракторами, которые ездят над трубой, уминая грунт. Я это наблюдал в Башкирии, под Уфой на трассе газопровода Уренгой - Новопсков, на участке, где за предыдущие 10 лет уже было 9 порывов. То есть, на мой взгляд, в данном случае делалось всё, чтобы произошел и 10-й порыв.

Для справки, труба стальная, производства Германии, толщина стенки – 20мм, диаметром 1440мм, давление газа – 100 и более атмосфер.

Ну, а когда наступают сильные морозы, земля, зажимающая трубу, промерзает, примерзает к трубе, твердость ее увеличивается, и труба, зажатая, как в стальные тиски, при знакопеременном смещении этих «тисков» в результате планетарной пульсации, рвется (естественно, на этом же месте) еще более эффективно.

В России (по данным 2000-го года) в год происходит примерно 80000 (восемьдесят тысяч) порывов газо и нефтепроводов. Эту информацию озвучил в телевизионной передаче главный наш эколог Алексей Яблоков. Я, признаться, не очень этому поверил. Мне казалось, что не может быть такого количества таких аварий в год. Но в дальнейшем это количество порывов подтвердилось из другого источника.

Яблоков в телевизионном обращении к ученым призвал их придумать что-то, чтобы остановить этот вал катастроф. А каждый порыв такого трубопровода – это действительно катастрофа. Как правило, с человеческими жертвами и огромными экологическими издержками. Ну, мы, по простоте душевной откликнулись на этот призыв, и согласились на демонстрационные исследования. А самое интересное и, к сожалению, характерное для нашего общества, произошло потом.

Мы сделали исследование 12-километрового участка трубопроводной трассы под Уфой и, не имея никакой априорной информации, показали, где должны происходить эти аварии. Как оказалось, со 100-процентным попаданием. Ну что ж, одну беду мы от нашего государства, вроде бы, отвели. Это мы так думали. А на самом деле, случился огромный скандал. Очень попало человеку (это был доцент Уфимского Политехнического института) за то, что он позволил «чужакам» находиться на территории этого газопровода. И пригрозили ему, что уволят, если это повторится.

Сначала я ничего не мог понять. Но оказалось всё очень просто. Как оказалось, эти аварии ... ВЫГОДНЫ! Кому? Наконец, прозвучал диагноз. По словам людей, обеспечивающих работу трубопровода, «Москва настолько отбирает все деньги, что не остается ни копейки даже на профилактические работы А вот когда рванет, то денег сыплется столько, что все довольны»...

Честно говоря, я думал, что это я что-то не понимаю. Ну не может же быть такого! Но вот в Томске прошла конференция, посвященная безопасности трубопроводного транспорта и меня с коллегами из Екатеринбурга, которые пользовали (и пользуют) нашу аппаратуру и выполняли такие же работы, пригласили сделать сообщения. В своих докладах мы показали причины аварий на трубопроводах и методы их прекращения. Нам, естественно, похлопали, а когда мы вышли в вестибюль на кофейный перерыв, нам от устроителей конференции досталось по первое число.

«Вы что, с ума сошли?! Да если эти аварии прекратятся, мы по-миру пойдем».

Вот так. Кстати, там мы и получили подтверждение о количестве аварий в год.

И еще. На Крайнем Севере трубопроводы в землю не закапывают. Они идут над землей, на специальных опорах. И никаких аварий там не бывает. И в других странах тоже таких аварий не бывает. Там в траншеи укладывают бетонные короба, в которые насыпан песочек, и только поверх его укладывают трубы. Короба разрушаются, но с трубами ничего не происходит. Про ЗТН там никто не знает, но это не помешало им догадаться, как избежать этих аварий. Как говорится, было бы желание...

Около моего дома, на Большеохтинском проспекте (СПб), в одних и тех же местах постоянно рвутся трубы. Это трубы водоснабжения, канализации... В общем, водоканальское хозяйство. И когда я однажды обходил разрытое пространство, то сделал следующий эксперимент. Я проходил там, когда у рабочих Водоканала был перерыв в работе, и обратился к ним с вопросом, неужели им непонятно, что это не трубы виноваты, а геология? На что мне мягко намекнули, что эти аварии – это их зарплата, и чтобы я шел куда шел.

Если задать любому работнику коммунальных служб вопрос, хотел бы он, чтобы эти аварии прекратились, то уверяю вас (и вы можете это проверить), он скажет в ответ, что тогда ему придется поменять работу.

В конце концов, я задал вопрос в лоб представителям МЧС о том, что происходит, и почему они не используют наши разработки по прогнозированию техногенных катастроф. Они мне и ответили, тоже в лоб, что их бюджет зависит не от количества прогнозов, а от количества завалов.

В общем, отвечаю на исходный вопрос на форуме.

Разрушения ИС и, в частности, трубопроводов, а также увеличение количества этих разрушений зимой происходит в согласии с законами физики и Природы. Но их могло бы и не быть, если бы в этих авариях не было заинтересованности нашего с вами многочисленного руководства.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гликман А.Г. Основы спектральной сейсморазведки. LAP LAMBERT Academic Publishing (2013-12-29 ) 232с.
  2. Гликман А.Г. О происхождении зон тектонических нарушений и планетарной пульсации.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Реклама на сайте: