Поиск туннелей и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

Я не понимаю

Гликман А.Г.
НТФ "ГЕОФИЗПРОГНОЗ"
8 февраля 2016, Санкт-Петербург

Зашел ко мне намедни мой коллега из Израиля вот с какой информацией. Когда-то несколько израильских ученых обращались ко мне с вопросами о решении проблемы обнаружения туннелей, которые делают палестинцы под стеной, отделяющей Израиль от «дружески» настроенных соседей. Наличие этих туннелей является угрозой безопасности населению Израиля и своевременное выявление их – это сохранение жизни многих людей.

В принципе, мы должны бы их увидеть с помощью геофизического метода спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП). У нас есть основание это предполагать, так как мы уже выявляли подземные постройки, трубопроводы и некоторые другие объекты. Но эти туннели и, главное, грунты, в которых они залегают, могут иметь такие свойства, что мы можем и не решить эту задачу. Вот мы и предложили сначала попробовать и посмотреть, можем ли мы в принципе обнаружить туннели. Мы так всегда поступаем, когда не имеем соответствующего опыта.

Однако люди из израильского института Вейцмана, ответственные за эту тематику, категорически отказались от сотрудничества со мной. Были названы две причины этого. Первая заключалась в недоверии ко всему, что исходит из России. К сожалению, репутация наша дает основание иностранцам для такого к нам отношения. Маленькая иллюстрация к этому – мои статьи [1, 2]. Вторая причина звучала анекдотично. Израильские ученые высказали сомнение в том, что я могу о чем-то знать больше, чем они.

Институт Вейцмана имеет репутацию очень эффективного научного центра, но это не значит, что они знают обо всем больше всех. Когда ученые уверены в своем всезнайстве, это означает, что они находятся на пути к деградации.

Я действительно допускаю мысль, что мы, возможно, могли бы решить эту проблему, и каждое сообщение о терактах, исполненных с помощью этих туннелей, очень мне царапает душу, и я чувствую свою виновность в том, что я не нашел способа договориться с израильтянами о проверке наших возможностей.

Но вот прошло сообщение о том, что израильские ученые всё-таки изобрели метод, который позволяет обнаруживать эти проклятые тоннели, причем из космоса. Я был очень рад за них, и с меня свалился груз вины и сожаления о нереализованных возможностях.

Но вот у меня состоялась встреча с коллегой из Израиля, и я узнал, что этот космический метод – блеф. Жаль, конечно, я был более высокого мнения об израильской науке. Но может быть, этот блеф возник как средство дезинформации для боевиков-палестинцев... А поскольку возникают всё новые туннели, то, значит, террористы тоже поняли, что это именно дезинформация. И я предложил вернуться к моему предложению. Однако мой коллега со смехом сказал, что в ближайшем будущем это не понадобится. Как оказалось, американцы выделили Израилю какие-то острашенные миллионы долларов на создание метода выявления тоннелей, и пока они будут пилить эти деньги (как это у вас делают, сказал он), они к этой теме никого не подпустят. А американцам это нужно, потому что эта же проблема возникла и у них. Там мексиканцы проходят также точно через стену между США и Мексикой. А вот если у израильских ученых не получится решить эту проблему даже за такие деньги, то можно будет вернуться к нашему предложению.

Я не понимаю. Ведь если твоим близким грозит беда (скажем, какая-нибудь страшная болезнь), ты готов привлечь на помощь всё, что только существует. Даже если это и не вполне реалистичные, сомнительные методы, не жалея никаких денег. Так как же можно продать жизнь людей за какие-то доллары?...

 

Я когда-то имел отношение к подводным лодкам, время от времени ходил в недалекие походы на ходовые испытания. И хочу рассказать вот о чем.

В 1962 году в док в городе Николаеве встал на ремонт танкер. У него была пробоина в борту. Он получил эту пробоину в Атлантическом океане непонятно от кого. А оказалось, что об него ударилась своей рубкой подводная лодка, которая несла там боевое патрулирование и всплывала для осуществления радиосвязи. Вот при всплытии она и наткнулась на танкер. В результате этого удара лодка затонула.

Это всё выяснилось, когда в результате просмотра судового журнала танкера удалось понять, где и когда он получил этот удар. Время предполагаемой связи также было известно, а также квадрат патрулирования погибшей лодки. Эту историю мне рассказали в 1963-м году, когда с подводной лодкой, на которой я тогда был, произошла точно такая же история.

На ходовых испытаниях мы должны были всплыть в заданном месте. Это вообще очень ответственная операция – всплыть так, чтобы ни с кем не столкнуться. Для этого при всплытии гидроакустика работает в активном режиме, то есть, с использованием гидролокации.

Вообще, гидроакустика (у меня данные тех лет) – очень мощный и надежный метод. На расстоянии несколько миль с помощью гидролокатора можно увидеть даже топляк – полузатонувшее бревно. А уж надводный корабль и подавно. При всплытии наша гидроакустическая аппаратура не обнаружила никаких препятствий, и мы (гидроакустики) сообщили в центральный отсек, что горизонт чист и можно всплывать.

При всплытии оказалось, что непосредственно перед нами находился корабль. Как мы не столкнулись – непонятно. Тут только одно можно сказать – Бог спас. Я думал, что командир нас всех поубивает. Однако он, с яростью влетев в рубку, как-то сразу остыл, и сказал только, что надо внимательнее быть. И тогда мне моряки и рассказали про ту лодку, которая при всплытии столкнулась с танкером. Как оказалось, время от времени что-то такое происходит со звукопроводностью воды, что гидроакустика ничего не видит. Вот по этой причине в Мире происходит в среднем раз в год гибель подводной лодки.

Что именно при этом происходит со звукопроводностью воды, мне удалось разгадать много лет спустя, когда я исследовал свойства обнаруженной мною упругой колебательной системы [3].

Как удалось выяснить, одним из свойств плоскопараллельных слоев-резонаторов (например, породных слоев) является их полная акустическая изолированность от окружающей их среды. Поле упругих колебаний (иначе говоря, звук), попадая в слой-резонатор, распространяется вдоль слоя, не выходя за его пределы.

Такой же слой-резонатор существует и в воде, в океанской толще. Он известен под названием канала сверхдальнего распространения звука и находится на глубине примерно 1000м, но физика его долго оставалась непонятной [4].

Как оказалось, подобные слои-резонаторы возникают на некоторое небольшое время после шторма и близко к поверхности воды. Так вот, звуковой луч от гидролокатора, попадающий снизу, из подводной лодки в такой водяной слой-резонатор, залегающий горизонтально, не проходит его насквозь, а идет вдоль. Поэтому гидроакустик не получает отраженный от надводного корабля сигнал и не может иметь информацию о наличии этого препятствия.

Мне удалось смоделировать водяной слой-резонатор в лаборатории, и мои студенты изучали его в качестве лабораторной работы.

Я нашел знакомство с учеными гидроакустиками Военно-морской академии имени Кузнецова и поехал к ним, чтобы передать им свое знание. Я понимал, что полноценного сотрудничества с ними у меня быть не может. Нас разделяла стена секретности. Я планировал отдать им свою лабораторную работу, статью о физике водяных слоев-резонаторов, и на этом, полагал, будет конец общения. Пусть дальше всё делают сами. Ведь если физика явления известна, то разработка его прогнозирования – уже дело техники.

Однако действительность, как всегда, превзошла все ожидания. Их оказалось, по-моему, человек 5. Прошло столько лет, и точно я не помню. Все – капитаны 1-го ранга, доктора наук. Выслушав меня, они сказали, что им это не нужно, потому что все диссертации у них уже написаны, да и вообще эта тема недиссертабельная, и потому неинтересная. Я подобную реакцию на новую научную информацию наблюдал в родном ЛГИ. Но тут... Когда дело идет о жизни и смерти своих же корешей, моряков... Я не понимаю...

А спустя некоторое время по той же причине погибла лодка «Курск». Наши работники массовой дезинформации, разумеется, как всегда, солгали. Наговорили кучу глупостей, приплели злоумышленников-американцев... В общем, всё как всегда. К сожалению, люди постоянно забывают, что ложь – недолго живущий изотоп. Правда ведь все равно всплывает.

А через полгода после гибели Курска американская лодка при всплытии столкнулась с японским сейнером. Слава Богу, там тогда никто не погиб.

 

С подобными случаями отношения к новым разработкам я начал встречаться после того, как в 1977-м году я обнаружил новый физический эффект, в результате чего был обнаружен новый тип колебательных систем – упругие колебательные системы. Обнаружение нового физического эффекта неизбежно приводит к созданию нового типа исследовательской аппаратуры, которая, в свою очередь, позволяет получать принципиально новую информацию.

Эта новая информация позволила разработать методику прогнозирования обрушения пород кровли в угольных шахтах, что, в общем-то, от меня и требовалось в соответствии с выданным мне заданием. Сотрудники мои немедленно начали пытаться выдавить меня и мою группу из ЛГИ. И уж во всяком случае, не дать возможность использовать созданную нами методику. Я об этом писал в работе [5].

Тем не менее, в течение 16 лет мы отрабатывали эту методику в угольных шахтах, создали аппаратуру, с помощью которой шахтные геологи самостоятельно занимались прогнозом устойчивости кровли. Несмотря на все сложности, мы поставили эту аппаратуру (она называлась «Резонанс») на серию, и к 1993-му году на шахтах работало примерно 200 комплектов. На шахтах, оснащенных этой аппаратурой, не было ни одного внезапного обрушения пород кровли.

В 1993-м году от нас, наконец, избавились, и мы ушли из ЛГИ и потеряли тем самым доступ в шахты. Однако работая с поверхности земли, мы обнаружили (с помощью этого же метода и этой же, шахтной аппаратуры) новый геологический объект – зоны тектонических нарушений, огромное количество неизвестных ранее свойств которых позволило нам решать колоссальное количество задач, которые другими методами не решаются. Но по-прежнему, из того, что мы делаем, никому ничего не надо.

На Земле с завидным постоянством происходят неожиданные, непонятные разрушения инженерных сооружений, а мы знаем, почему это происходит и готовы оценивать и прогнозировать их состояние. В работе [6] дается примерный перечень наших возможностей. Но никому ничего не нужно.

Свои доклады я всегда заканчиваю просьбой проверить нас. И проверяют. Но почему-то каждый раз после проверки никто ничего не помнит, и никто якобы со мной и вовсе не знаком...

Я пытался предложить наши наработки сотрудникам МЧС. Но, по их словам, их бюджет зависит не от количества прогнозов, а от количества завалов. То есть, им АВАРИИ ВЫГОДНЫ.

Я не привык никому навязываться. Не нужно – и гори оно все. Только людей очень жалко. Сколько их гибнет в авариях, которые можно было бы предотвратить... вот и эту статью я стал писать, потому что мне стало безумно горько от того, что 05.02.16 в Нью-Йорке опять внезапно упал подъемный кран и погиб крановщик. Это происходит регулярно, и во всех странах, в чем очень легко убедиться с помощью поисковика. А ведь этот тип аварий элементарно просто прогнозируется [7]...

За те 40 лет, что я занимаюсь этой тематикой, я уже привык к тому, как у нас относятся к новым разработкам, даже если они способствуют сохранению жизней. Ну что ж, значит, в такой стране мы живем... И конечно, сильнейшим ударом для меня было то, что такое же отношение к новым разработкам имеет место и в других странах. И главное, в такой, казалось бы, уважаемой стране, как Израиль.

Когда-то нам объясняли, что в странах капитализма поклоняются только лишь золотому тельцу, а на человека им наплевать. Нет, братцы, видимо, страны здесь ни при чем. Просто природа наша такая, что за деньги мы продадим мать родную.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гликман А.Г. В науке всегда есть место обману
  2. Гликман А.Г. Почему зимой увеличивается количество порывов трубопроводов
  3. Гликман А.Г. Основы спектральной сейсморазведки LAP LAMBERT Academic Publishing, 232с.
  4. www.newgeophys.spb.ru/ru/book3/sverhdalnee-rasprostranenie-zvuka-v-vode/
  5. Гликман А.Г. История удушения одного научного открытия
  6. Гликман А.Г. Поле упругих колебаний как раздел физики - физические эффекты, явления и свойства
  7. Гликман А.Г. О некоторых причинах повышенной аварийности башенных кранов


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"

Реклама на сайте: